Главная

История Образования

Яндекс ТИц

            Яндекс цитирования

Рейтинг@Mail.ru

            Рейтинг@Mail.ru

Дополнительно

       Ком. предложение

       О Компании

Случайное фото


3



История образования Версия для печати Отправить на e-mail

Средние века

Исторические сведения о русских школах скудны. Вплоть до XVII века, когда святитель Димитрий Ростовский устроил первые народные школы. Существенно то, что характер народного просвещения в Руси-государстве изначально складывается как церковный и семейный. Можно считать, что от первой попытки святого равноапостольного князя Владимира организовать в Киеве школу для подготовки священников из детей знати, вплоть до середины XVII века, школ, как таковых, на Руси нет. Все образование остается либо семейно-церковным, либо монастырским, либо специальным (учение ремеслу). 

В XI-XIII в. грамотность была широко распространена на Руси, о чем свидетельствует большое количество найденных в Новгороде берестяных грамот на бытовые темы. Из этого следует вывод, что написанное слово в новгородском средневековом обществе вовсе не было диковинкой, оно было привычным средством общения между людьми, распространённым способом беседовать на расстоянии, хорошо осознанной возможностью закреплять в записях то, что может не удержаться в памяти. 

Обучение грамоте в Новгороде было хорошо поставленным делом. Способ учения грамоте по складам был хорошо известен по свидетельствам XVI - XVII веков, он существовал у нас в XIX и даже в начале XX века. О нём часто рассказывали писатели, изображавшие первые шаги в овладении грамотой. Для обучения детей из княжеских семей часто приглашали специальных учителей, причем обучались не только мальчики, но и девочки.

В 1117 г. князем Владимиром Мономахом было написано "Поучение к детям" или "Завещание". Исповедь, нравоучение, завещание - представляет собой образец средневековой княжеской этики. Важной чертой "Поучения" Мономаха является его гуманистическая направленность, обращённость к Человеку, его духовному миру, что тесно связано с гуманистическим характером авторского мировоззрения. Более того, защищённое на 100 процентов как надёжный рукописный литературный источник. "Поучение" по своему содержанию высоко патриотично и высоко пристрастно к судьбам Русской земли в целом и каждого человека в отдельности - будь то князь, духовное лицо или любой мирянин. Кроме того, "Поучение" прочно вписано в общеевропейскую средневековую литературную традицию королевских, императорских наставлений наследникам и потомкам - английским и французским, византийским (например, трактат византийского императора Константина Багрянородного "Об управлении империей" X в. написан в форме наставления сыну-наследнику). 

Грамота ставшая средством письменности не только церковной, но и светской, гражданской, стала средством литературы. Распространение грамоты с самого начала было предметом заботы князей. Владимир Святой основал первую школу. Не видно, чтобы потом школьное дело получило правильную постановку; оно оставалось предметом лишь отрывочных попечений князей, епископов, монастырей; учение шло и частное. Вероятно, с этой поры установилось обучение по букварю, часослову и псалтырю, удержавшиеся до наших дней. Впоследствии упоминаются специалисты обучения - "мастера" (в Новгороде). Во всяком случае, грамотность росла; книги были нужны для умножавшихся церквей и монастырей, для дел правления, наконец, для частных дел и любознательности. Были ревнители книжного дела не только между князьями, но и между княгинями; уже в первые века собирались библиотеки. Таким образом, первой основой просвещения было христианство. Источником новой веры, знаний, умственных и нравственных возбуждений была Византия.

Новое время

История народного образования в дореволюционной России в отечественной историографии к настоящему времени изучена явно недостаточно: крупные последние обобщающие работы по этой проблематике вышли 15-20 лет назад, написаны они с позиций марксистской идеологии, что определило предвзятость и необъективность в освещении ряда вопросов. 

17 век ознаменовался глобальными изменениями в Российском государстве. Правление Петра I переориентировало направление развития Руси и в политическом и в светском смысле. «Европеизация» коснулась не только образа жизни дворянского сословия, но и многих областей жизни всего населения. Армия, медицина, науки, искусства подчинялись высочайшим указам Петра. В частности, трансформация коснулась и педагогической мысли России. Потребность в новых специалистах породила создание новых учебных заведений, способных удовлетворить запросы государственной машины. Реконструкция, проводимая Петром по западному образцу, требовала решения многих утилитарных задач. Петр прекрасно осознавал необходимость в подготовке собственных кадров и отдавал приоритет отечественным специалистам, но выращенным русской образовательной системой по подобию западных образцов. 

«Петр Великий и его ближайшие преемники основывали разные училища не для удовлетворения потребности высших классов в образовании (этой потребности не было), но для того, чтобы иметь лиц, подготовленных к различным родам государственной службы» - писал К.Д.Ушинский. Азиатская Русь стала полигоном для Петра для создания нового общества и государства. Но консерватизм, приверженность старым традициям русского народа не были благодатной почвой для подобных экспериментов. 

Большинство изменений коснулись, в основном, высших слоев общества – Петр Первый стремился изменить то, что видел. Низшие слои – крестьяне, весь народ – остались вне поля зрения Петра и эта эпохальная реконструкция касалась их косвенным образом. В основе народной педагогики лежали, прежде всего, Ветхий и Новый завет. Традиции Домостроя практически не изменялись с течение времени. В разрушении старых представлений о воспитании, поведении представлялась большая опасность для церковного духовенства. Церковь противилась, как могла «крамольным» нововведениям Петра. Но, как пишет Г.Б.Корнетов в своей работе «Всемирная история педагогики»: «несмотря на то, что в XVIII веке церковь превращается в департамент государственного аппарата и лишается своей земельной собственности, православие остается доминантой духовной жизни, особенно в массовом сознании. Крестьяне, составляющие большинство населения России, продолжают сохранять уходящий в глубь столетий патриархально-общинный уклад жизни; их социализация (в том числе и воспитание) носит выраженный традиционный характер».

Петр «поставил» для России своеобразную «планку» западных достижений, до которой она могла дотянуться, только вырастив собственных специалистов. Предполагалось, что это будут дворянские дети, и дети среднего сословия – купцов, торговцев. Низшее, крестьянское сословие оставалось, практически, без внимания. Образование и воспитание становятся новым требованием времени. Государству, Петру, прежде всего, для выполнения собственных замыслов нужны образованные люди. 

Два человека, жившие в одно время, так или иначе занимавшиеся вопросами образования – Петр Первый и Св. Дмитрий Ростовский. Царь формировал «растил» себе «помощников» для воплощения собственных идей. Св.Дмитрий Ростовский основал в Ростове небольшую (по нашим меркам) школу, в которой обучались дети всех сословий, и прежде всего – крестьянские. Сам Святой был одним из самых образованных людей своего времени, (а по духовной мощи и поныне мало кто может с ним сравниться) не мог терпеть вокруг себя потрясающую безграмотность, царившую тогда повсеместно. «Приехав в Ростов… Дмитрий ужаснулся. На Украине священник из малообразованных спросил его как-то: «Илия пророк был по Рождестве ли Христовом или перед Рождеством?» Здесь ни о чем не спрашивали, а когда сам Дмитрий спросил сельского священника, где тот хранит Дары – Тело Христово, ответа не было, батюшка знал только слово «запас». Впрочем, Дмитрий нашел в себе силы пошутить: «Иереи слова Божия не проповедуют, а людие не слушают, ниже слушати хотят. От обою страну худо: иереи глупы, а люди неразумны».*

В 1702 году 1 сентября начались занятия в школе, которую митрополит Димитрий Ростовский открыл при своей резиденции, в кремле. 

На свои деньги Димитрий покупал учебники, два глобуса и карты. Учителя получали жалование из казны. В ученики набрали, в основном, детей духовенства, но были дети и из других сословий. Обучение было бесплатное, но митрополит сумел настоять на том, чтобы положили по деньге в день «нищим, которые учиться будут русской грамоте». 

Обучение было рассчитано на три года и состояло из таких предметов, как русский, греческий, латынь и риторику. Учителя были украинцы. 

«Димитрий нанимал учителей, составил для учеников краткий катехизис, а на латыни толкование ни книгу Бытия». Причем он был духовным отцом своих двухсот учеников не только как священник, но и как наставник в учении. При определенной церковной направленности содержания обучения, в школе царил дух веселья и свободы. Учебный процесс был построен на соревновании – успевающих учеников с почестями провозглашали императором. Были в школе даже свои спектакли: учителя переводили с польского какую-либо школьную мистерию, а ученики шили костюмы и устраивали представления. 

Языки учили на примерах из жизни. Так для перевода брались предложения, подобные следующим: «Градоначальник в Ростове – воевода. Преступников в России ссылают в Сибирь. Пресветлейший взял Азов, возьмет и Ригу». «К классическим аллегориям греческого и латыни приделывали смешной отечественный хвостик. Например, ученик, лучше всех написавший сочинение, уподоблялся кедру ливанскому, второй – кипарису, третий – финику, а прочим обращался не упрек и ругань – замечание на будущее: «Аще кто от вас на высшее место не пересадится, будет простою ракитою или горькою ракитою». Наказания не приветствовались в школе, митрополит, человек остроумный и любящий пошутит, говорил: «Не буди безумным слонем! Не дрожи, звероподобне учениче!».

Каникулы длились три недели в августе, но отдыхали и по церковным праздникам и на святки. Заботливость и щедрость Святого проявлялись во всем, – он выплачивал из своего кармана небольшие стипендии (по грошу или по алтыну), из архиерейского сада ученикам отдавали яблоки, груши, вишни. 

Пошутить митрополит любил, но мог и выругаться. Одно из распоряжений начинается самым не приличным образом. В нем Димитрий «..Печалюся зело и гневаюся на вас, а якоже вижду, вина развращения вашего та, что всяк живет по своей воли – всяк болий. Того ради поставляю над вами сеньора господина Андрея Юрьева, чтоб вас муштровал як цыганских лошадей, а вы ему будте покорны, послушливы, а кто будет противен, той пожалован будет плетью». Ученики звали митрополита – «батюшка наш преосвященный». 

В 1703 году, в апреле приехал с инспекцией начальник Монастырского приказа И.А.Мусин-Пушкин. Он остался доволен результатами проверки и в мае повелел устроить «трехдневное гульбище». 9 февраля 1705 года Димитрий закончил писание жития святых четвертым томом. 

В 1706 году состоялся первый выпуск ростовской школы. И той же весной школу закрывают. Димитрий в письме митрополиту Иову пишет уже без своих шуток: «…Оставишася учениа, понеже вознегодоваша питающие нас, аки бы многая исходит на учители и ученики издержка, и уже вся та, чем дому архиерейскому питатися, от нас отнята суть, не токмо отчины, но и церковные дани. Оскудевше убо во всем, оскудехом и во учениках. Но да не продолжу писаниа, умолчеваю о прочиних поведениях наших, sat sapienti». 

Закрытие школы создавало неразрешимую проблему, – необученных детей духовенства предписывали отправлять в армию, а денег на обучение не давали. При всем желании Димитрий не мог противостоять бюрократической машине Петра. Священник отстаивал чистоту служителей Бога, «обличал священников, нарушающих тайну исповеди, Петр указывал доносить властям об антиправительственных настроениях, на исповеди обнаруженных». Димитрию запретили набирать священников из крестьянского сословия. 

В 1706 году, когда была закрыта школа, Петр затребовал к себе митрополита Димитрия, дабы насладиться его даром и словом проповедника. Димитрий искренне молился о победах Петра, хвалил Петра, говоря: «Хвалю добрый той нынешних времен обычай, что многие люди в иныя государства ходят учения ради, из-за морей об умудрении возвращаются. Но правдивый митрополит не угодил царю, с некоторыми нововведениями не мог согласиться. Он обличал новые веяния, с горечью говорил о том, что многие отказываются ставить иконы, а больше вешают «изображения Венеры или Дианы, или прочих ветхих кумиров, или и новых…». Так же с упреком он говорил о новых порядках в армии (Петр издал указ, запрещавший посты в армии), о том, что привлеченные западные новшества наносят вред всему церковному духу.

Продолжить начатое – литературные труды, задуманные Димитрием после окончания Жития святых, возобновить обучение в ростовской школе – не было суждено. «28 октября 1709 года вошедшие в келью нашли Димитрия ..мертвым. Он скончался во время молитвы, на коленях». В течение двух столетий, до царствования Николая II, канонизировали всего четырех святых, среди которых был и митрополит ростовский Димитрий.

Школа в Ростове существовала до обидного мало – с 1702 по 1706 год. Учились в ней 200 детей. В основном дети духовенства, но были и из другого сословия, даже нищие. На фоне преобразований в России, открытии многих учебных заведений, это – капля в море. Но духовный подвиг Наставника и Учителя, Димитрия Ростовского, помог осуществить желание, хоть в малом, помочь безграмотным людям. 

Источники свидетельствуют, что вплоть до конца 60-х годов XIX в. начальные школы создавались в губернии, как правило, при церковных приходах, преподавали в них члены местных причтов. В 1868 г., ко времени введение здесь земских учреждений, в губернии имелось 176 приходских училищ и только 47 школ других ведомств.

Особенностью развития народного образования в указанный период являлась постоянная совместная деятельность земских учреждений и епархиального ведомства по открытию и содержанию новых начальных школ, подготовке для них учителей, в разработке и проведении в губернии плана всеобщего начального обучения всех детей школьного возраста.

К началу XX в. число церковных и земских школ было одинаково. В 1912 г. 59% начальных школ являлись земскими и министерскими, 41% - церковными. Во всех направлениях развития народного образования в губернии ведущая роль принадлежала местному земству, епархиальный училищный совет и местная епархия вынуждены были идти вслед за ним.

В 80-х 90-х годах положение мало изменилось. По отчетам епархиальных наблюдателей приходских школ этого времени работавшие в них учительницы, выпускницы епархиального женского училища, получали нищенское вознаграждение 60-80 руб. в год, но и оно выдавалось, как правило, местными уездными земствами, а не епархией. Вся учебная литература для церковно-приходских школ закупалась также на земские средства.

Новое вермя: Реформы Петра 1

Петр I пытался поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности , торговли, государственного управления. В самом начале 18 в. открывается школа математических и навигацких наук , в которой изучались в основном науки математические, навигация, астрономия, а также некоторые общеобразовательные дисциплины. Вскоре открываются школы инженерные, артиллерийские, горные, иностранных языков и некоторые другие.

Для дворян открываются шляхетские корпуса, которые давали своим ученикам широкий круг общеобразовательных знаний . Это Шляхетский инженерный корпус, Морской, Артиллерийский и др. Кроме того, дети дворян, в том числе и девочки, могли получать образование в частных пансионах ,институтах благородных девиц и др. Финансовую поддержку правительство оказывало прежде всего и главным образом дворянским учебным заведениям закрытого типа.

Суровые дисциплинарные меры д.б. обеспечивать успешность обучения. Петр I , утверждая инструкцию для Морской академии, сделал к ней весьма красноречивую приписку: "Для унятия крика и бесчинства выбрать из гвардии отставных добрых солдат, и быть им по человеку во всякой каморе во время учения, и иметь хлыст в руках, и буде кто из учеников станет бесчинствовать, оных бить, несмотря, какой бы он фамилии ни был..."

Ломоносов М.В. В 1724 г. была учреждена Академия наук с университетом при ней, а в1755 г. по инициативе М.В.Ломоносова был открыт Московский университет, сыгравший выдающуюся роль в развитии просвещения в России. В народных школах и училищах обучались дети городских низов, мещан, дети солдат и матросов.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – первый русский академик. Этот великий ум проявил себя во всех сферах человеческой деятельности: в литературе, языкознании, истории, географии, металлургии, физике, химии, а также в педагогике.

Ломоносов утверждал, что при обучении детей следует обратить внимание на наследственные и индивидуальные способности каждого из них.

Он также выявил взаимосвязь между общим, средним и высшим образованием. Одна из важнейших заслуг Ломоносова – основание Московского университета, где высшее образование получали не только дворяне, но и представители низших сословий.

В век преклонения французкой моде, Ломоносов ввел преподавание на родном языке. (Позже господин Фонвизин напишет портрет русского «грамотея» Митрофанушки Простакова, как пример невежества и тунеядства). Ломоносов опубликовал в 1757 году «Российскую грамматику», которая стала на тот момент лучшим учебником для русской школы, правила которого до сегодняшних дней остаются неизменными.

28 апреля 1746 года он подготовил документ в академическое собра­ние «О привлечении семинаристов в университет и об увеличении числа учеников гимназии». В документе Ломоносов предложил отобрать студентов из семинарий и обучать их академическим упражнениям. Этим, по его мнению, можно приобрести «для Академии наук звание подлинного Петербургского университета».

Ломоносов считал также, что гимназия должна вмещать в себя как можно больше учеников, из числа которых потом будут отбираться самые способные. Члены Академического собрания отвергли инициативу Ломоносова об отборе способных учеников из монастырских школ, об увеличении числа гимназистов, о широком распространении научных знаний на русском языке. Ломоносову удалось заложить прочный фундамент для дальнейшего развития народного образования в России.

Его идея непрерывности начального, среднего и высшего образования во многом определила дальнейший прогресс отечественной науки. В конце XVIII в. Сенат страны признал, что создание гимназии и начальных училищ «весьма полезно обществу». Но только в начале XIX в. была осуществлена последовательная система образования — от начальной ступени до высшего учебного заведения в масштабах всей страны. 

Ломоносов выступал против внедрения в обучение религиозных идей, отвергал их догматизм, освобождал науку от воздействия религии, ослаблял ее влияние на народные массы. В письме к И. И. Шувалову (1754) о создании Московского университета, в «Предположениях об устройстве и уставе Петербургской Академии» (1764) он обосновал идею светскости образования, отстаивая необходимость получения молодым поколением основ научных знаний.

Ломоносов был убежден, что природа ребенка многообразна: «Нравы человеческие коль различны и коль отменно людей состояние, того и сказать невозможно».

Он рекомендовал познавать природные особенности людей различного возраста, поскольку «дети на приятные и нежные вещи обращаются и склоннее к радости, милосердию, боязни и к стыду, взрослые способнее при­ведены быть могут на радость и на гнев, старые перед прочими страстьми склоннее к ненависти, к любочестию и к зависти, страсти в них возбудить и утолить труднее, нежели в молодых». 

Природные особенности детей Ломоносов считал основой и источником их развития. Поэтому он был сторонником осуществления индивидуального подхода к детям, рекомендовал педагогам строить обучение с учетом их склонностей. Формирование человека Ломоносов тесно связывал с конкретными социально-историческими условиями его жизни, уровнем развития общества в целом. Среда, общественные потребности, по мнению ученого, очень влияют на становление личности. 

Целью воспитания он считал формирование человека-патриота, качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Родины. Идеал воспитания ученый видел в разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке.

Новое время: Реформы Екатерины II

В ХVIII в. в России был открыт только один университет — Московский. Согласно указу 1803 г., страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. В 1804 г. был открыт Казанский университет, в 1805 г. — Харьковский. В 1819 г. начал действовать Петербургский университет и в 1834 г. — Киевский. В самом большом университете, Московском, в 1811 г. учи- лось всего 215 студентов, в 1831 г. их было 814. Николай ! запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи — Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Но они сохраняли, в основном, сословно-дворянский характер. 

В первой половине XIX в. продолжалось развитие женского образования, основы которого были заложены при Екатерине II. Новые институты для дворянских дочерей были скрыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах. Первая половина XIX в. — время становления русской исторической науки. Рост национального самосознания на- рода невозможен без освещения его прошлого. Между тем систематических трудов по истории России тогда не было. Откликаясь на запросы общественности, Александр 1 поручил Николаю Михайловичу Карамзину (1766 — 1826) написать историю России. Карамзин, писатель и публицист, не был профессиональным историком. Но он воспринял поручение как свой патриотический долг и в течение нескольких лет упорного труда сумел добиться крупных успехов. Первые 8 томов его «Истории государства Российского» вышли в 1816 — 1817 гг., последний, 12 том, — в 1829 г. Автор успел довести события до 1611 г. Карамзин считал, что история человечества — это история борьбы разума с заблуждением, просвещения — с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям. Психологический анализ их действий для него был основным приемом объяснения исторических событий. «История государства Российского» имела огромный успех у публики и неоднократно переиздавалась. 

Университет В начале царствования Александра II был поставлен вопрос о пересмотре Университетского устава 1835 г. Однако вплотную к разработке реформы высшей школы правительство приступило в конце 1861 г. под влиянием студенческих волнений. Созданная для этой цели специальная комиссия из попечителей учебных округов с участием профессоров подготовила к началу 1862 г. проект университетского устава, который был опубликован и разослан для отзывов в университеты страны, губернаторам, предводителям дворянства и высшим духовным лицам, переведен на иностранные языки и послан видным иностранным ученым. Кроме того, Министерство народного просвещения направило за границу профессора права Петербургского университета К. Д. Кавелина для ознакомления с состоянием высшего образования в иностранных университетах. После всего этого подготовленный проект еще длительное время обсуждался в различных правительственных инстанциях и уже в пятой редакции Университетский устав был утвержден 16 июня 1863 г. императором и получил сил у закона. Это был самый либеральный из всех университетских уставов в дореволюционной России. 

Действие Университетского устава 1863 г. распространялось на 5 существовавших к тому времени российских университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский и Киевский. Дерптский в Эстонии, Хельсингфорсский в Финляндии и Варшавский в Польше имели свои уставы. По Уставу 1863 г. каждый университет должен был иметь 4 факультета — историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. В Петербургском университете вместо медицинского был восточный факультет. В полтора раза увеличивалось число штатных профессоров. Вводились новые дисциплины в преподавании и в связи с этим открывались новые кафедры. Вдвое увеличивались денежные оклады профессорам и преподавателям. Их статус по Табели о рангах повышался на два класса. Достигнув 25-летнего преподавательского стажа, профессор университета уходил в отставку с пенсией в размере полного оклада профессорского жалованья, но мог еще в течение 5 лет преподавать в университете, при этом кроме пенсии за ним сохранялся и прежний оклад.

Устав 1863 г. предоставлял университетам довольно широкую автономию. Совет университета получал право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы: присуждать ученые степени и звания, распределять государственные средства по факультетам, разделять сами факультеты на отделения, заменять одни кафедры на другие, открывать новые кафедры, отправлять молодых ученых за границу на стажировку. Руководство жизнью факультетов принадлежало факультетским советам. Университеты имели собственную цензуру, свободно вы- писывали из-за рубежа книги, журналы и газеты, которые не под- лежали проверке на таможне. Такое право имел и каждый профессор. Устав предусматривал выборность ректора, проректоров, деканов с последующим утверждением их в должности министром народного просвещения. 
Студенты, как и ранее, делились на своекоштных и казеннокоштных. Своекоштные жили дома или в снимаемых ими квартирах и вносили плату за обучение. По окончании университета они могли свободно выбрать себе род занятий или службы. Казеннокоштные жили при университете и на его содержании. По окончании учебы они обязывались отслужить 6 лет по назначению. Одна- ко казеннокоштные составляли небольшую часть студенчества. Лишь в Московском университете их обучалось в течение года до 120 человек, в остальных — не более 20 студентов в каждом. По уставу студенты не имели права создавать свои объединения и подлежали дисциплинарному суду, избираемому из состава профессоров университетским советом. При поступлении в университет студенты давали подписку подчиняться установленным университетским правилам.

Источники свидетельствуют, что вплоть до конца 60-х годов XIX в. начальные школы создавались в губернии, как правило, при церковных приходах, преподавали в них члены местных причтов. В 1868 г., ко времени введение здесь земских учреждений, в губернии имелось 176 приходских училищ и только 47 школ других ведомств. 

В 80-х 90-х годах положение мало изменилось. По отчетам епархиальных наблюдателей приходских школ этого времени работавшие в них учительницы, выпускницы епархиального женского училища, получали нищенское вознаграждение 60-80 руб. в год, но и оно выдавалось, как правило, местными уездными земствами, а не епархией. Вся учебная литература для церковно-приходских школ закупалась также на земские средства

Новое время: Реформы Николая II

К началу XIX в. в России было только одно высшее учеб- ное заведение технического профиля — Горный институт в Петербурге. При Александре 1 был открыт Лесной институт. Николай ! покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная академия и Артиллерийская академия. 
Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Но это было сделано далеко не сразу. В 1824 г. в России действо- вало 49 гимназий. На всю Сибирь была только одна гимназия — в Тобольске. 

Через 30 лет число гимназий было доведено до 77. В Сибири стали действовать три гимназии (в Тобольске, Томске и Иркутске). Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями и вернерами. Среди последних преобладали французы и немцы. 

Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства (например, Министерство государственных имуществ) от называли кое-где школы для детей из народа. Но общей системы начального образования не было. Значительная часть городского населения была грамотной (хотя неграмотные :встречались даже среди купечества). Среди крестьян грамотность составляла около 5%. Тем не менее в числе русских жженых были выходцы из простого народа. В основном же в руку шли юноши из дворян, духовенства, купцов, из потом- венной интеллигенции.

Русская наука в те годы достигла больших успехов. Профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский (1792— 356) построил новую, неевклидову, геометрическую систему. В Казанском университете в те же годы работал другой крупный русский ученый — Н.Н. Зинин (1812 — 1880). Ему далось осуществить синтез анилина — органического красителя для текстильной промышленности. В области физики важные открытия сделали В.В. Петров Б.С. Якоби. Первый из них исследовал электрическую дугу электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения и плавки метал- ~в. Второй вел исследования в области электрохимии, от- был метод гальванопластики. 

19 ноября 1864 г. был утвержден "Устав гимназий и прогимназий". Он вводил принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий. 

По уставу 1864 г. прежние гимназии разделялись на классические и реальные (те и другие семиклассные). Классические гимназии давали гуманитарное образование: в основу его было положено преподавание древних ("классических") языков — латинского и греческого. В реальных гимназиях увеличивался объем преподавания математики и естествознания за счет сокращения часов на гуманитарные предметы. Окончившие классические гимназии получали право поступать в университеты без экзаменов. Окончившим реальные гимназии доступ в университеты был затруднен: они могли поступать преимущественно в высшие технические учебные заведения. Уставом 1864 г. учреждались прогимназии — четырехклассные учебные заведения, соответствовавшие первым четырем классам классической гимназии. Окончившие прогимназию могли по- ступить в 5-й класс классической гимназии.

Новые гимназии из-за недостатка денежных средств и подготовленных преподавательских кадров вводились медленно. Несмотря на записанное в законе равенство всех сословий и вероисповеданий при приеме в гимназии, в них из-за высокой платы за обучение могли учиться преимущественно дети привилегированных и состоя- тельных сословий. Так, в 1874 г. в классических гимназиях дети дворян и чиновников составляли 59%, городской буржуазии — 28%, духовенства — 6%, крестьян — 5%, прочих — 2%; в реальных гимназиях дети дворян составляли 53%, буржуазии — 33%, духовенства — 3%, крестьян — 7%, прочих — 4%. 

Еще в 1858 г. наряду с закрытыми женскими учебными заведениями — "институтами благородных девиц" (учрежденными в XVIII в. для девиц из дворян) — стали открываться женские училища для девочек и из непривилегированных сословий. 9 января 1862 г. эти училища получили свой устав, а 10 ноября того же года переименованы в женские гимназии с более сокращенной по сравнению с мужскими гимназиями программой преподавания общеобразовательных дисциплин. В них устанавливался семилетний срок обучения, однако разрешалось иметь и 8-й, дополнительный, класс специально для подготовки учительниц. 

Устав 1863 г. не предоставил права поступления в университеты женщинам. Однако правительство не могло не считаться с требованиями прогрессивных российских ученых дать доступ к высшему образованию и женщинам, разрешив открывать частные высшие женские курсы. Начало высшему женскому образованию в России было положено на рубеже 60 — 70-х годов XIX в. В 1869 г. в Москве открылись Лубянские высшие женские курсы, а в 1870 г. — Владимирские в Петербурге и "Систематические" по естественным наукам в Киеве. В 1872 г. при Николаевском госпитале в Петербурге были созданы Высшие медицинские женские курсы, в Москве — Высшие женские курсы профессора В. И. Герье историко-филологического на- правления. В 1876 г. в Казани были открыты Высшие женские курсы с двумя факультетами — физико-математическим и историко-филологическим. В 1878 г. аналогичные курсы были созданы в Киеве и по инициативе профессора русской истории К. Н. Бестужева- Рюмина в Петербурге. Бестужевские курсы получили особую известность, так как давали наиболее основательное высшее образование. Высшая женская школа существовала в основном за счет частных пожертвований и платы за обучение. 

К началу XX в. число церковных и земских школ было одинаково. В 1912 г. 59% начальных школ являлись земскими и министерскими, 41% - церковными. Во всех направлениях развития народного образования в губернии ведущая роль принадлежала местному земству, епархиальный училищный совет и местная епархия вынуждены были идти вслед за ним.

Наше время: СССР

Народное образование в после Октябрьской революции 1917 года. Основы политики Коммунистической партии и Советской власти в области народного образования были определены Программой партии, принятой 8-м съездом РКП(б) в 1919г.

Первоочередной задачей стала ликвидация массовой неграмотности населения. В соответствии с декретом "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР" (26 декабря 1919) в 1920 при Наркомпросе РСФСР была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, руководившая всей работой в этом направлении. За 1920-40 было обучено грамоте около 60 млн. чел. взрослого населения. В 1939 (по данным переписи) грамотные среди населения в возрасте от 9 до 49 лет составили 87,4%. Перепись населения 1959 показала, что неграмотность практически ликвидирована полностью.

На основе декретов СНК РСФСР, принятых в 1918-19 г.г., организация дела народного образования была перестроена на новых, социалистических началах: все общеобразовательные школы стали общенародными; существование частных школ запрещено; введены бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви, а церковь - от государства; запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа; отменялись физические наказания детей; все национальности получили право обучения на родном языке; положено начало созданию советской системы общественного дошкольного воспитания; выработаны и введены в действие новые правила приёма в вузы, открывшие двери для рабочих и трудящихся крестьян.

Всероссийским органом по руководству и управлению народным образованием стал Наркомат просвещения, в ведение которого перешли учебные заведения всех ведомств. В июне 1918 СНК РСФСР принял "Положение об организации дела народного образования в Российской республике. Важнейшее значение имело "Положение о единой трудовой школе РСФСР" (опубликовано 16 октября 1918), в соответствии с которым, создавалась основанная на подлинно демократических принципах единая трудовая 9-летняя школа, состоящая из 2 ступеней, обязательная для детей и подростков в возрасте 8-17 лет, с бесплатным и совместным обучением детей обоего пола на родном языке Огромное значение для развития школы на родных языках имело создание в 20-30-х гг. письменности для десятков народов и народностей.

Коренным образом изменились содержание образования и воспитания, методы учебно-воспитательной работы, началась подготовка новых учебных планов, программ и учебников.

В начале 30-х гг. изданы постановления, укрепившие организационные и научно-педагогические основы советской школьной системы: "О начальной и средней школе", "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе", "Об учебниках для начальной и средней школы", "О структуре начальной и средней школы в СССР", "Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе" и др.

Право граждан Советского Союза на образование закреплено Конституцией СССР.

В послевоенный период советская система народного образования получила дальнейшее развитие. В кратчайший срок страна справилась с трудностями, оставленными войной. Уже в 1950 работало свыше 220 тыс. школ. Усиленно велось школьное строительство. С 1950 по 1965 построено 30 тыс. школ, кроме того, введено в действие 36 тыс. школ по инициативе и на средства колхозов. Быстрый социальный и научно-технический прогресс предъявил повышенные требования к культурному и общеобразовательному уровню молодёжи, вливающейся в народное хозяйство. Совершенствовались содержание и методы работы средних и высших учебных заведений. Гигантские планы перестройки всего народного хозяйства потребовали расширения высшего и среднего специального образования, и эта задача успешно решается в стране.

В 1973 Верховным Советом СССР утверждены "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании".

"Целью народного образования в СССР, - указывается в "Основах законодательства", - является подготовка высокообразованных, всесторонне развитых активных строителей коммунистического общества, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе уважения к советским законам и социалистическому правопорядку, коммунистического отношения к труду, физически здоровых, способных успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участвовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать Социалистическую Родину, хранить и умножать ее материальные и духовные богатства, беречь и охранять природу. Народное образование в СССР призвано обеспечивать развитие и удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей советского человека"

Система народного образования в СССР включает: дошкольное воспитание; общее среднее образование; внешкольное воспитание; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование. 

Дошкольное воспитание. Первое звено системы народного образования - дошкольные учреждения (ясли, детские сады, ясли-сады), предназначенные для детей в возрасте до 7 лет. В целях создания наиболее благоприятных условий для воспитания детей этого возраста начиная с 60-х гг. обеспечивается преимущественное развитие единых дошкольных учреждений - детских яслей-садов. В тесном сотрудничестве с семьёй они осуществляют всестороннее гармоничное развитие и воспитание детей, охраняют и укрепляют их здоровье, прививают им элементарные практические навыки, любовь к труду, заботятся об их эстетическом воспитании, подготавливают к обучению в школе, воспитывают в духе уважения к старшим, любви к Родине и родному краю.

Общеобразовательная школа - основная форма получения общего среднего образования. С первых лет Советской власти она развивается как единая, трудовая и политехническая. Её единство обеспечивается общностью принципов организации учебно-воспитательного процесса, единым в своей основе содержанием образования и воспитания учащихся при учёте национальных особенностей народов Советского Союза. Политехническое и трудовое обучение ведётся в процессе изучения учащимися основ наук, а также в процессе внеурочной, внеклассной и внешкольной работы.

По мере экономического и культурного роста страны школьная система претерпевала изменения в типах и структуре учебных заведений, сроках обучения, формах связи и преемственности общего и профессионального образования. С 1921 наряду со средней школой (9-летней, позже 10-летней) существовала 7-летняя школа. С 1923 в деревне получили распространение школы крестьянской молодёжи. С 1930 по 1940 число учащихся 1-4-х классов дневных школ возросло на 6 млн., 5-7-х классов - на 8,8 млн. чел. В 1940/41 уч. г. общее число учащихся общеобразовательных школ всех видов достигло 35,6 млн.

В период Великой Отечественной войны 1941-45 немецко-фашистские захватчики уничтожили и разрушили на территории, подвергшейся немецкой оккупации, 82 тыс. школ, в которых до войны обучалось 15 млн. учащихся. Но и в эти годы Коммунистическая партия и Советское правительство делали всё возможное для развития и совершенствования общеобразовательные школы. Были созданы школы для рабочей и сельской молодёжи, снижен возраст приёма в общеобразовательную школу с 8 до 7 лет, организована сеть пришкольных интернатов, введены экзамены на аттестат зрелости, усилено военно-патриотическое воспитание школьников и т. д.

По окончании войны основными задачами в области просвещения были восстановление и укрепление общеобразовательные школы в городах и районах, освобожденных от оккупации, введение всеобщего обучения детей во всей стране. 19-й съезд КПСС (1952) принял решение о завершении перехода от 7-летнего образования ко всеобщему среднему в крупных промышленных и культурных центрах СССР и подготовке условий для осуществления в последующие годы всеобщего среднего образования востальных городах и сельской местности. В 50-е гг. получили развитие школы-интернаты. В 1958 Верховный Совет СССР принял закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", на основе которого вместо всеобщего обязательного 7-летнего образования было введено всеобщее обязательное 8-летнее образование, завершенное повсеместно в 1962. Значительно расширилась сеть школ, дающих молодёжи среднее образование без отрыва от производства.

Большое значение для общеобразовательной школы в условиях развитого социалистического общества имели постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы" (1966), "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы" (1972) и "О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы" (1973).

25-й съезд КПСС указал на необходимость дальнейшего серьёзного совершенствования всей общеобразовательной системы и в первую очередь средней школы.

В соответствии с Уставом средней общеобразовательной школы (1970) в зависимости от местных условий создаются отдельно начальные школы в составе 1-3-х классов, 8-летние школы в составе 1-8-х классов и средней школы в составе 1-10(11)-х классов, при сохранении единства и преемственности всех ступеней общего среднего образования.

Сеть общеобразовательных школ включает также средней школы с производств. обучением, средние школы с углублённым изучением отдельных предметов, школы-интернаты, средние общеобразовательные школы работающей молодёжи, школы для обучения детей с физическими и умственными недостатками, специальные школы.

Школы с производственным обучением и школы с углублённым теоретическим и практическим изучением отдельных предметов создаются для удовлетворения различных интересов и развития способностей учащихся, а также для их профессиональной ориентации. Объём общеобразовательных знаний в этих школах соответствует требованиям единых учебных планов и программ.

Общеобразовательные школы с продлённым днём имеют целью дальнейшее развитие общественного воспитания учащихся. Это перспективный путь совершенствования системы общего среднего образования. В 1975/76 уч. г. в школах и группах с продлённым днём находилось 7,3 млн. учащихся.

Школы-интернаты обеспечивают благоприятные условия для всестороннего развития учащихся из семей, не имеющих необходимых условий для воспитания детей. В 1975/76 уч. г. в 2,2 тыс. школ-интернатов обучалось и воспитывалось 777,6 тыс. чел. Для детей, лишившихся родителей и попечения, создана сеть детских домов.

Включая дневные общеобразовательные школы, при которых организованы классы для обучения работающей молодежи, самостоятельные заочные школы и средние профтехучилища; за 1940/41 уч. год - включая рабфаки и взрослых.

Для детей и подростков, нуждающихся в длительном лечении, имеющих недостатки организованы специальные общеобразовательные школы (классы) в основном интернатного типа.

Учебный год во всех общеобразовательных школах страны начинается 1 сентября и заканчивается в 1-7-х классах 30 мая, в 8-х классах 10 июня, в 9-10(11)-х классах 25 июня. Учебный год делится на учебные четверти: 1-я - с 1 сентября по 4 ноября, 2-я - с 10 ноября по 29 декабря, 3-я - с 11 января по 23 марта, 4-я - с 1 апреля до конца учебного года. Соответственно устанавливаются и каникулы (осенние, зимние, весенние и летние).

Знания учащихся по большинству учебных предметов определяются по 5-балльной системе, а поведение оценивается как "примерное", "удовлетворительное" и "неудовлетворительное". В 8-х и 10(11)-х классах устанавливаются обязательные выпускные экзамены. Окончившим среднюю школу выдаётся аттестат о среднем образовании

Внешкольные детские учреждения деятельно участвуют во всестороннем развитии способностей детей и подростков - воспитывают общественную активность, укрепляют интерес к труду, науке, искусству, спорту, организуют досуг и способствуют укреплению здоровья. >> в начало

Профессионально-техническое образование. Начало развитию профессионально-технического образования было положено в1919 г. декретом СНК РСФСР "О мерах к распространению профессионально-технических знаний. В 1959 Главное управление трудовых резервов преобразовано в Государственный комитет Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, в систему которого входят следующие основные типы профессионально-технических учебных заведений: 1-2-годичные городские и сельские профтехучилища (ПТУ), средние профтехучилища (3-4 г. обучения), работающие на базе 8-летней общеобразовательной школы, технические училища (1-1,5 г.) для молодёжи, окончившей полную среднюю школу.

Профессионально-технические учебные заведения готовят для народного хозяйства культурных, технически образованных, квалифицированных рабочих, владеющих профессиональным мастерством, отвечающим требованиям современного производства и научно-технического прогресса.

Новый этап в развитии профессионально-технического образования ознаменован организацией с конца 60-х гг. средних профтехучилищ, в которых молодёжь получает профессию и общее среднее образование.

Среднее специальное образование - один из основных путей осуществления всеобщего среднего образования и подготовки квалифицированных кадров в различных областях народного хозяйства и культуры. Их готовят средние специальные учебные заведения промышленности, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства, здравоохранения и физической культуры, просвещения, культуры, искусства и др. Основные типы учебных заведений в системе среднего специального образования - техникумы и училища, обучение в которых имеет 3 формы: дневную, вечернюю и заочную (длительность обучения на вечерних и заочных отделениях обычно на 1 год больше, чем на дневном) и ведётся с отрывом и без отрыва от работы на производстве (по ряду специальностей). Окончившим техникумы и училища присваивается квалификация в соответствии с полученной специальностью, выдаётся диплом.>> в начало

Высшее образование. В 1914/15 насчитывалось 105 высших учебных заведений, в которых обучалось 127 тыс. студентов,главным образом из имущих слоев населения. Большинство этих учебных заведений находилось в Петрограде, Москве, Киеве и некоторых других городах Европейской части страны.

В первые годы Советской власти система высшего образования была перестроена в соответствии с подписанным В. И. Лениным и утвержденным СНК РСФСР "Положением о высших учебных заведениях РСФСР. Учитывая возрастающее стремление взрослого населения к получению образования и квалификации без отрыва от работы на производстве, была создана система вечернего и заочного высшего образования.

К высшим учебным заведениям в СССР относятся университеты, политехнические, индустриальные и другие отраслевые институты, академии, консерватории, высшие училища и школы со сроками обучения 4-6 лет (вечерняя и заочная формы обучения предусматривают соответственно срок на 6-12 мес. больше). Вузы организуются государством и общественными организациями.

Обучение в вузах бесплатное. Преподавание ведётся на родном языке студентов. Студентам выплачивается в зависимости от успеваемости государственная стипендия, иногородним предоставляется общежитие.

В высших и средних специальных учебных заведениях СССР обучаются лица из 134 стран, главным образом из братских социалистических, а также из развивающихся. В Москве работает Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, в которомучится молодёжь из стран Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки. В вузах и техникумах в 1975 обучалось 44 тыс. иностранных граждан; СССР ежегодно командирует за рубеж более 17 тыс. профессоров, преподавателей, аспирантов, студентов и принимает столько же граждан из других стран.

Советские вузы призваны готовить высококвалифицированных специалистов, владеющих глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками; воспитывать у студентов высокие моральные качества, коммунистическую сознательность, культуру, социалистический интернационализм и патриотизм; постоянно совершенствовать качество подготовки специалистов с учётом требований современного производства, науки, техники, культуры и перспектив их развития; выполнять научно-исследовательскую работу; подготавливать научно-педагогические кадры; повышать квалификацию преподавательского состава высших и средних учебных заведений, а также специалистов с высшим образованием, занятых в соответственных отраслях народного хозяйства.

При университетах и многих других высших учебных заведениях имеется аспирантура для подготовки научных и научно-педагогических кадров, факультеты повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, научно-исследовательского подразделения

Высшим образованием в стране руководит Министерство высшего и среднего специального образования СССР, при котором создан Совет по высшей школе, разрабатывающий научно обоснованные рекомендации по улучшению учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы; по вопросам перспективного планирования подготовки специалистов, их распределения и использования; по повышению квалификации научно-педагогических кадров. Управление большинством вузов страны осуществляют министерства высшего и среднего специального образования союзных республик, а также отраслевые министерства и ведомства, в ведении которых они находятся. Каждое высшее учебное заведение имеет свой устав, разрабатываемый на основе Положения о высших учебных заведениях СССР и утверждаемый министерством или ведомством, а также правила внутреннего распорядка.

Современная Россия и Образование

За последние десять лет система российского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возможным в результате последовательной реализации законодательных актов в области образования, других нормативных документов.
В соответствии с Законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» развивается автономия образовательных учреждений. Учебные заведения получили широкие возможности для гибкой адаптации к запросам и потребностям всех пользователей их образовательными и иными услугами. В рамках этого процесса к настоящему времени статус юридических лиц получили около 85 % учреждений общего среднего образования.

Становление автономии образовательных учреждений сопровождается развитием их вариативности. Так, в составе учрежденийдошкольного образования общей численностью 53,9 тысяч единиц сложился широкий спектр их видов: с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников – 2,3 тыс.; компенсирующего вида – 1,6 тыс.; ухода и оздоровления – 1,3 тыс.; комбинированного вида – 8,5 тыс.; центры развития ребенка – 0,5 тыс. Вариативные виды дошкольных образовательных учреждений составляют около 35 % от всего количества детских садов.

В системе общего образования получили широкое развитие школы с углубленным изучением предметов – около 15 % от общего количества средних (полных) школ; лицеи – 2 %; гимназии – 3 %.

В начальном профессиональном образовании сформировались учебные заведения повышенного типа, в основном, профессиональные лицеи, осуществляющие подготовку высококвалифицированных кадров рабочих. Они составляют 23,9 % от общего числа учебных заведений этого уровня.

В процессе обновления системы государственных учреждений среднего профессионального образования развились новые виды учебных заведений – колледжи, доля которых составляет около 40% от всего количества учреждений данного уровня. В колледжах ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, требующей от работников высокого уровня интеллектуального развития.
В составе высших учебных заведений получил развитие университетский сектор – 50 % от общего числа государственных вузов. Около 30 % составляет доля академий.

Развитие вариативности учебных заведений профессионального образования сопровождалось преодолением сложившейся ранее их отраслевой направленности, вступившей в противоречие с новыми запросами, обусловленными структурными сдвигами экономики, развитием региональных рынков труда.

В значительной мере расширилась сама сеть профессиональных образовательных учреждений. Лицеи, техникумы, колледжи, вузы, их структурные подразделения стали значительно более доступными жителям даже самых отдаленных районов страны. Постепенно формируется система открытого (дистанционного) образования.

Одним из существенных изменений в деятельности образования стало развитие вариативности образовательных программ, что способствует возможности выбора обучаемым уровня и вида образования и большей ориентации образования на требования рынка.

 С развитием вариативности образовательных программ значительно расширился спектр издаваемой учебной литературы. Возникла и усиливается конкуренция авторов и авторских коллективов, возросла возможность отбора наиболее качественных материалов для издания.

Значительным импульсом для развития образования стала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. С одной стороны, это расширило возможность выбора обучающимся уровня и вида образования, с другой, в условиях ограниченности бюджетных средств, позволило привлечь в учебные заведения дополнительные финансы для их развития. Практика показала, что даже в сегодняшних сложных социально-экономических условиях население готово оплачивать свое образование. Так, размеры платного приема в государственные вузы составили в 2000 году свыше 40% от общих размеров приема. Значительную роль в расширении возможностей получения желаемого образования начали играть негосударственные образовательные учреждения высшего образования. В настоящее время число их составляет около 700, а контингент студентов около 500 тыс. человек или почти 10 % от общего контингента студентов вузов.

В результате число студентов в вузах страны составляет в настоящее время около 4800 тыс. человек, или 327 человек на 10 тысячнаселения.

Помимо личных средств обучаемых, в систему образования начали поступать значительные объемы финансовых средств из других внебюджетных источников. Все это привело к формированию системы многоканального финансирования образования, дающей возможность образовательным учреждениям частично компенсировать недостаточное бюджетное финансирование.

Одним из результатов перестройки деятельности профессионального образования явилось значительное изменение структуры подготовки кадров по отдельным профессиям, направлениям, специальностям. Эти изменения были обусловлены усилением ориентации образования как на личные потребности обучаемых в получении профессии, специальности, так и на спрос рынка труда в специалистах гуманитарного профиля, сферы сервиса, информационных технологий. Произошла интеграции ряда специальностей в более крупные. В начальном профессиональном образовании ранее существовавшие 1200 профессий рабочих объединены в 293 интегрированных. В среднем профессиональном образовании на основе интеграции число специальностей уменьшилось на 12%. В высшем образовании 35 специальностей (около 10% от общего количества) объединены в рамках направлений профессиональной подготовки. Более подробно динамика этих изменений показана ниже, при характеристике состояния отдельных уровней образования.

Получила развитие интеграция образовательных и научных учреждений, производственных предприятий в различного вида учебно-научно-производственные комплексы. Это позволило начать системно решать задачи преемственности образовательных программ разного уровня, усилить связь образования, науки и промышленности, более полно и эффективно использовать имеющиеся материально-техническую базу, преподавательские кадры, финансовые ресурсы. Особенное значение начинает приобретать формирование университетских комплексов, восстанавливающих и развивающих проверенный временем российский и зарубежный опыт организации системы образования.

Сформировалась основная законодательная и нормативно-правовая база образования. Утверждены типовые положения всех основных видов образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты начального, среднего и высшего профессионального образования. Принятые федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам образования, законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации в основном обеспечивают правовое регулирование сферы образования, хотя по отдельным направлениям (нормативы финансирования, обеспечение самостоятельности в использовании финансовых средств, льготы и преференции образовательным учреждениям и финансирующим образование лицам и др.) требуется существенное дополнение существующего правового поля в интересах развития сферы образования.

Складывается и уже активно функционирует система общественных институтов управления образованием, отдельными его уровнями и секторами, учебными заведениями: родительские комитеты, попечительские советы, учебно-методические объединения, научно-методические советы, Российский союз ректоров, советы ректоров вузов субъектов Российской Федерации, региональные советы директоров средних специальных учебных заведений, Ассоциация «Роспрофтехобразование», Ассоциация технических университетов, Ассоциация негосударственных вузов, попечительские советы и др.

Происходящие в образовании изменения отражаются в сложившейся к настоящему времени системе образовательной статистики, которая содержит многие сведения, характеризующие состояние, а также количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования. Отчасти в ней нашли свое отражение новые явления и процессы в сфере образования (создание негосударственных учреждений, платное обучение в государственных учебных заведениях, появление новых видов учебных заведений, формирование многоуровневой системы подготовки специалистов и др.). Постепенно вводятся показатели, отвечающие международным требованиям.

Тем не менее, сегодняшняя образовательная статистика характеризует главным образом количественные аспекты системы образования и образовательной деятельности, и слабо ориентирована на оценку качества образовательной деятельности и ее результативность. В ней не нашла адекватного отражения кардинально изменившаяся ситуация в управлении, организационной структуре, финансировании сферы образования. В тоже время, многосторонняя, объективная оценка процессов модернизации образования требует реализации соответствующих систем мониторинга и статистики образования.

Современное образование

Содержание школьного образования - основа нашей образовательной системы, и в течение переходного периода в развитии общества, она является основным объектом реформ и обновления. Содержание образования и ее реализация воплощают ценности и цели, которые ставит общество нового поколения. Успешное осуществление реформ в области содержания образования является сложной и трудной задачей. Она требует тщательного планирования, хорошая стратегия, цели тех, которые он реализует, внимание к ресурсам, обеспечить переподготовку и разработке соответствующих процедур оценки. Реформа содержания образования становится все труднее и труднее, что она имеет место в обществе, где преподаватели и инфраструктура не обеспечены достаточными ресурсами. 

Старой советской системы образования отличались жесткой программы, составляют в централизованном порядке. Эти планы основываются на том, что учащиеся приобретают знания логических факторов в узко специализированных тем. Упор был сделан в области науки и техники. Педагогические инициативы школ или учителей почти не имеют места. Там общей учебной программы для всех школ, которые составляют под руководством государства. Учебники сделал государственной монополии и были свободны. Был не структурированной системы оценки образовательных стандартов по всей стране. Образовательные потребности определялись централизованно планируемой распределение рабочей силы. 

Сейчас в российском обществе пересмотрена, более-свои ценности и цели, и эти изменения влечет за собой демократизацию и в образовательной сфере. Гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования нашли свое место в учебном процессе. Во многом это происходит через различные типы учебных заведений (как в Германии) и вариативность образовательных программ, которые непосредственно связаны с развитием сети негосударственных образовательных учреждений в региональных системах России. 

Несмотря на все это, сегодняшняя система образования в России - федеральном, централизована. 

В настоящее время российская система образования очень похож на немецкий, но все же он был представлен в более упрощенной форме: 

1) дошкольного образования, которая, как и в Германии, дает детям базовые знания, но она до сих пор не приравнены к первой стадии обучения. Дети начинают посещать детский сад с 1 / 1, 5 лет (детские сады), и там до 6 лет (также в добровольном порядке их родителей). 

2) Начальное образование (начальная школа) начинается с 6 лет, полный и продолжается в течение 4 лет (в результате последних реформ в области образования). В отличие от Германии начальное образование дети смогут получить уже в гимназиях или лицеях, а также в России, эти типы учебных заведений представили комплекс - с 1 по 11 классы. 

3) неполное среднее образование в школах, гимназиях, общеобразовательных школах в течение 5 лет. Окончания 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение свидетельства об общем среднем образовании. 

4) Полное среднее образование или промышленного и технического образования с правом поступления в технической, колледжей и других специализированных учреждений. По окончании 10 учебных классов и 11 школ, гимназий, выпускники школ получают сертификат образования и имеют полное право на приеме в университет. Это право также распространяется на любой окончил профессионально-технического института в Германии, что является неприемлемым. 

5) высшее образование специалиста с получением диплома, степени бакалавра, магистра или мастера с нужной квалификацией в университетах или исследовательских институтах, после чего кандидат, набравший степень наук, а потом - доктора наук. 
Дошкольное образование в России 

Российская система образования уже давно существовали расширенной обеспечения дошкольного образования. В этот переходный период, он по-прежнему уделяет большое внимание, и она продолжает играть огромную роль в защите и уходу за детьми младшего возраста и образования. Система удовлетворяет потребности детей от трех до семи лет. Детский сад дети могут посещать от 1 до 3 лет, в редких случаях - от 2 месяцев до года. Большинство детских садов, финансируемых государством, муниципалитетами или департаментов. 

В последнее время много частных или полу-детский сад, но они по-прежнему приходится менее 8% от общей суммы. Даже в муниципальных детских садах существует тенденция платить родителям от 10 до 15 процентов услуг. Система посещений детских садов достаточно гибкой, и родители могут выбрать тип посещение своих детей, которые организует них - полный рабочий день, неполный рабочий день, неполный рабочий день недели и т.д. Отношения между родителями и персоналом являются откровенным и конфиденциальной в природе. Это позволяет преподавателям узнать многое о личности и индивидуальных запросов ребенка. 

Важно и то, что детские сады нескольких учреждений, которые, в дополнение к образованию, приемных выполнять, социальных и медицинских функций. Внимание группа экспертов во всем мире доведены до проблем со здоровьем детей. Детские сады предоставляют услуги по защите здоровья и оказания помощи детям-инвалидам в процессе развития. 

Значительное внимание уделяется выявлению недостатков физического и интеллектуального развития учащихся. Значительную роль в разработке учебных планов и программ, а также в диагностике дети играют психологи. Для лечения детей с физическими недостатками или мышечной приглашены физиотерапевты, в некоторых детских садах имеют спортивные залы и бассейны для исправительной работы. Логопедия помощь в исправлении дефектов речи и глотания. В районах со сложной социально-экономической ситуации детские сады служат важной функцией помощи детям, страдающим от этих условий. Они пытаются компенсировать отсутствие нормальных бытовых условиях, когда проблемы алкоголизма и наркомании, а также психического и эмоционального нестабильности в семье, что приводит к задержкам в развитии детей младшего возраста. 
Система школьного образования в России 

Образование в русских школах в свете новых реформ в области образования начинается в возрасте 6 лет и продолжается в течение 11 лет с полным образования (11 классов), базовое образование составляет 9 лет (9 классов). В то время как в России, существует единая система образования, все же программы из школы в школу, различны и варьируются от года к году, так что не все учебные заведения, большинство из которых являются государственные школы могут предоставить необходимую литературу. 

Школьное образование в России представлены следующие виды школ: 
Начальная школа; 
Средняя школа; 
лица; 
гимназия; 
специальные школы 

Начальные школы в России 

Начальная школа в России это первый этап школьного образования, где дети приобретают базовые знания для дальнейшего обучения. В настоящее время школы представлены три основные системы, основанные на традиционной системы образования, а также теорий, разработанных российскими учеными Л. С. Выготского, LV Zankovym, DB Elkoninym, В. Давыдов. Все системы направлены на интеллектуальное и моральное развитие учащихся. Дети теперь могут ходить в школу в полном объеме 6 лет. На момент, дети проходят тестирование при зачислении в школу, где проверяется их интеллектуальный уровень. 

Наряду с общепринятыми учебные предметы (русский язык / письмо / пропил, чтение, математика, "Мир вокруг нас", гимнастика, музыка, стихи, работа, ISO) во многих школах, со 2 - класса вводить иностранный язык, что в скором времени станет широкое распространение (профиль в средней школе, за исключением обязательного английском языке будет преподаваться второго языка - немецкий, французский и испанский), а также в ближайшем будущем планируется внедрение образования для детей от 2 - первый класс квалификации на компьютере. 

Общее количество часов в неделю в начальной школе учеников колеблется от 20 в 1 - ом классе до 30 в 4 - ом классе. 

В первой половине первого класса начальной школы не существует как таковая система рейтингов. Вместо этого, ее дети ставят звездочки ( "5"), квадрат (4), Треугольник (3), но в основном успеваемости учащихся приведены в письменном виде (таких, как похвалу "Хорошо", "Molodets", "Umnitsa"). Для второй половины детей по пять-шкалу налогообложения ( "5" - наивысший рейтинг). В конце каждого учебного года, студенты получают табель о своей деятельности с оценками. Поскольку дети переходят них (или остаться на второй год, причем не достаточно хорошими показателями достижения результатов) в пятом классе этой или любой другой школе. Мы должны отметить, что, в отличие от Германии, России дети и их родители после окончания начальной школы не обязаны выбирать тип дальнейшего учебного заведения. То есть начальное образование, как ребенок может получать в школе и в гимназии или лиц, так как эти типы образовательных учреждений, представленных в нашей стране комплексно-с 1 по 11 классы. 

Общее среднее образование 

Общее среднее образование в России включает в себя начальное образование, 5 общих классах средней школы и 2 средние школы. Так, в возрасте до 10 лет, то есть после окончания начальной школы, дети идут в младшем уровне средней школы, которая продолжает обучение в 5 лет. В 15 лет они закончить этот этап в соответствии с законом (который закончил курс основной школы) и получить свидетельство о частичной среднем (от общего среднего) образования. Затем они могут либо продолжать свое образование в школе (то есть полный курс школьной образовательной программы) и получить сертификат об окончании образования, либо пойти на начальных или средних профессионально-технических училищ. 

С odinnadtsatiletnee в этом году обязательное образование было введено в Москве, тогда как до этого времени считается обязательным в России 9 - летнего школьного курса. 

И все 2009-2010 годы в России должна перейти к всеобщему 11 - летней школы. 

Чтобы научить школьников 6 дней в неделю вместе, дифференциация проводится только на уроках труда, а также на уроках физкультуры в старших классах. Количество часов в неделю - 30-36. 

В последние годы различные типы и виды школ на базовом уровне среднего образования значительно возросло. Все школы несут ответственность за разработку основных программ, диплом, получил выпускник, признается во всех регионах России и республик СНГ. Возможности ранней специализации предусмотрено гимназий и лицеев. Большинство учащихся негосударственных школ не получают государственного сертификата. Соревнования впадают всех видов образовательных учреждений, в том числе гимназий и лицеев, запрещено с 1997 года. 
Лицейский образование 

Среди современных типов образовательных учреждений, наиболее распространенных в России средних школ, лицеев и гимназий. Лицей-тип среднего или высшего учебного заведения в Российской Федерации с начала 1990 - х годов. Название "лицей" принимают некоторые средние школы с углубленным изучением предметов для определенного профиля. " 

Что сходство с гимназии, лицеи, однако, принципиально отличаются от тех, которые взаимодействуют с университетами и в настоящее время стала признаки индивидуального обучения на развитие личности. 

Сегодня litseyskoe образования развивается в основном в школах с физико-математический уклон, который начинается в университетах и технических университетах. 

Образование в русских школах длится с 1 по 11 класс, то есть все 10 лет, студенты могут получить образование в одном учреждении. Точно так же, как в немецких школах этого типа, профили школ (гуманитарные науки, математика) предположить, упор на вопросы, данные блоки. 
Средние школы в России 

Так что понятие "Гимназия" ассоциируется в сознании сегодняшних россиян с элитарности, то есть с вид престижных учебных заведениях, где дети получают образование по критериям znatnosti, богатство, связи, где они готовятся к работе на руководящих должностях в будущем. Многие считают, что такие дети являются "элитой" современного общества, в основном, "элита по крови". 

(То же самое произошло в Германии до тех пор, пока он стал только доступ к высшему образованию.) На самом деле, существует такое образование в частных школах, которые являются в основном частные. Именно они предлагают в основной и верхних уровнях школы внести в новые учебные предметы, такие, как комплексные курсы ( "мир биологии, экологии мира", "синергетика" в качестве образования области естественных наук), филология ( " основы духовной культуры "," русский устный "," риторика "), логика, экономика, основы предпринимательской деятельности. 

То же школы - большинство из них являются государственные образовательные учреждения среднего типа. Здесь учатся дети с высоким уровнем мотивации к обучению. 

Точно так же, как и в других видах вторичных институтов, гимназия предоставляет возможность получить образование, достаточное для продолжения образования в высших учебных заведениях. Это представляет значительные отличия от гимназии в Германии, только вывод, который дает право на приеме в университет. Кроме того, формирование студенческих групп в Российской гимназии в 1 классе. В гимназии вы можете переключиться с иным типом школ в ходе исследования как на начальной стадии образования, и по его завершению. В данном случае, выпускников 9 классов гимназии награждены также свидетельств о среднем образовании в основном, после чего они решат остаться здесь, для их полного среднего образования, либо перейти на профессиональное учебное заведение типа. 

В результате нововведения в нашей стране, касающиеся сферы образования, в конце обучения выпускники гимназий аренда обязательных единый государственный экзамен (EGE) на русском языке, в школе выпускные экзамены являются обязательными, литература, математика, первый иностранный язык ( как правило, на английском языке) и 2 с учетом выбора, один из них мог бы пройти "заочно" в конце 10 класса в 11 классе, если вопрос не учит (например, география).

Образовательная система в России

1. Проблемы системы образования в области управления в контексте трансформации образования 

Трансформация системы образования включает комплекс мероприятий, которые будут выступать в качестве механизма для реализации. Процесс реформирования образования, как правило, направлены на реформирование содержания образования, образовательных перемен, - и методическую поддержку преобразования организационной структуры различных моделей образовательных учреждений. Более глубоких реформ сказывается на структуре и функционированию всей системы образования, что неизбежно приводит к изменению взаимоотношений между отдельными элементами системы, а также создание новых структур. Целостности и стабильности системы образования, эффективность ее работы в этих условиях может быть сохранена только при наличии определенных условий: 
Создать специальный механизм, обеспечивающий непрерывность образования и поддержания системы в течение переходного периода, который включает в себя создание специального антикризисного пакета мероприятий, которые могут максимально устранить негативные последствия возможного временного rasbalansirovki системы образования в течение периода крупномасштабные реформы в области образования. 
Создать специальный механизм для обеспечения взаимодействия между национальной образовательной системы с образовательными системами других стран, с тем чтобы сохранить непрерывность образования в стране в контексте основных тенденций в области международного образования. 
Разработка новой модели управления национальной системой образования, с korreliruemoy новаторский характер реструктуризации системы образования. 
Разработка модели содержания образования makroupravleniya, адекватные целям и задачам реформы. 

Функционирования системы образования с точки зрения старой высокой степенью централизации, которая отражается на всех уровнях и структуры образования. В смысле, это способ организации системы образования, как лучше матч не может быть отдано на образование, которое необходимо образование в стенах учебных заведений определенного типа личности. Этот человек должен был быть готов к жизни в условиях господства тоталитарной системы, где отсутствие демократии и гражданского общества развитых компенсируется стереотипы поведения и идеологические формы мышления. Это, естественно, привело не только к унификации образовательных учреждений, но и обеспечить, чтобы все образование пронизывает дух единства. На уровне централизации формирования содержания образования находит свое воплощение в единого подхода к моделированию информационных блоков, которые являются универсальными для всех школ во всех регионах бывшего Советского Союза. Преподавание социальных - исторического и гуманитарного циклов в значительной степени идеологический характер, что во многом отражает стремление получить как результат определенной школе личность типа. Точно так же развивается и преподавания положение, когда все подобные школы по всей стране были же учебники. Кроме того, единый внешний вид и методы преподавания, хотя в смысле, именно здесь, что преподаватели имеют наибольшую степень свободы. Таким образом, высокая степень централизации в конечном итоге формируется модель школы, которая требует определенного типа и управления ими. Эта модель управления имеет свои специфические черты, которые могли бы в самом общем виде определяется следующим образом: 
Наличие вертикальной системы управления, направленных на эффективное осуществление полномочий и реализации управленческих задач, от центра к периферии системы 
Обеспечение высокого уровня управляемости системы за счет выполнения команды - административные методы управления 
Использование авторитарных методов управления системой образования 
Практические не отсутствие административных рычагов система 
Отсутствие специальных механизмов управления системой образования (система аккредитации образовательных учреждений, образования дипломы сравнения, оценки качества образования, стандартизация образования, тестирования и т.д. ..) 
Отсутствие государственной администрации и образовательных учреждений и ассоциаций, которые имеют право влиять на функционирование образовательных учреждений (например, ассоциации с правом аккредитации учебных заведений) 
Отсутствие специальных институтов, которые регулировали бы непрерывный процесс образовательных систем не административными методами (например, образовательных учреждений, аудит) 
Нехватка квалифицированных специалистов в области управления образованием и управления образования в том числе 
Нехватка квалифицированных специалистов, которые являются не руководители в то же время осуществлять механизмы осуществления демократического управления, образования (например, эксперты по качеству образования) 

Такая система правления с целями и задачами функционирования и развития системы образования. В смысле, можно сказать. В системе функционируют весьма эффективно в рамках границ своих возможностей. Очевидно достижения системы образования может считаться универсальной реального наличия и доступности образования для всех граждан без исключения. Важно также, что образование является всеобщим, таким образом поколения, обладающие определенным уровнем интеллекта культуры и образования. Недостаток этой системы заключается в том, что она может быть эффективной только при определенных условиях, поскольку он был лишен гибкости и мало способных быстрых изменений и структурных реформ. В целом можно сказать, с некоторыми natyazhki, что в нашей стране отсутствуют в полном смысле образовательной системы управления конкретного типа makroupravleniya образования. Это произошло потому, что управление системой образования была проведена по той же схеме, как управление и учебным заведением, просто появляется дополнительный управления (отделов народного образования, например), которые только что видел региональной образовательной системы как учебное заведение, в котором просто не нужны в других механизмов и алгоритмов управления, а просто еще один тип регламентирующих документов. 

В этих условиях, полностью отсутствует понятие о том, что национальные системы образования является частью международного образования, важным принципом деятельности которой является свободное передвижение студентов, начиная их права на образование в одной системе, продолжают ее в другую, не говоря уже о праве профессоров и преподавателей по вопросам преподавания в различных странах, которая выступает в качестве одного из способов продемонстрировать академическую свободу. В целом следует отметить, что наша модель управления образованием полностью отсутствует идеология международного управления образования, который был обусловлен в первую очередь закрытой системы образования, ее сосредоточить внимание на задачи государственного заказа на образование. 

Существующие модели управления системой образования функционировал эффективно и обеспечить развитие системы образования в рамках своих возможностей, до тех пор, пока страны, чтобы начать крупномасштабные изменения, которые в конечном результате процессов трансформации и образования. Инерция потенциал в управлении системой образования позволила ему провести реформу образования, которая осуществляется главным образом путем формирования мнения о том, что необходимо изменить в содержании образования. Старая школа-менеджеры смогли назвать новое поколение мыслителей и учителя, практика, объединить их в творческие объединения и организации в организационном плане - ролевые игры, которые направлены на разработку новой концепции образовательной системы. Новая модель была создана, некоторые ее элементы были переведены на конкретные образовательные практики, новые типы учебных заведений, новые учебные программы и учебники, новые методы и технологии обучения. Практически все элементы новой образовательной системы были созданы более, что принципы ее существования были также очевидны: демократия, децентрализация, общественный контроль за образование и т.д. .. Но новая система образования, тем не менее, появились после заменить старые модели были его улучшенная версия, которая в конечном итоге превратилась в реальный кризис системы образования. Это произошло отчасти из-за ухудшения экономической ситуации в стране в течение переходного периода. И отчасти - потому, что новая модель образования не был дополнен новыми моделями систем образования и управления системой образования. Если есть огромное наличие инновационной деятельности в системе образования (новый вид образовательных учреждений, негосударственные образовательные системы, изменение содержания образования и учебных технологий, изменений в философии и методологии образования, профессиональной подготовки внешний вид - методических комплексов, и т.д. . ..) Не произойдет реальных перемен в управлении системой образования, не было даже элементарного понимания того, что должно же быть логика управления системы в условиях конца тысячелетия, когда образование становится важной сфере жизни и общества приобретает глобальный характер. Императивов развития, тем не менее, практика диктует необходимость появления новых форм. Таким образом, в системе образования имеет систему аккредитации образовательных учреждений, но только в общественной, а не общественности. Практически новый вид деятельности, но по-прежнему не хватает специалистов, могут участвовать в этой деятельности - сертифицированных экспертов для оценки качества образования. Новые мероприятия, не были обеспечены основные современные представления о качестве образования и его мониторинг, не говоря уже о системе сравнения качества образования. Страна приступила к разработке стандартов образования, которая проводилась в крайне сжатые сроки, что затрудняет теории, разработанной отсутствие стандартизации и тестированию моделей достижений в области образования, без чего не может начать реальный образовательных стандартов, поскольку они просто превратятся в обычные программы , Которая используется для функционирования нашей системы образования. Огромное давление на систему образования привели к ее разбалансировки, как нарушение принципа непрерывности образования, чем сразу на нескольких уровнях образовательной цепи (дошкольное образование - начальной школы, начальные школы - средняя школа, средняя школа - средняя школа ). Отсутствие единых стандартов управления и общественной негосударственной системы высшего образования привела к чрезмерным нагрузкам на высшую школу, а это в свою очередь, означает, что если не принимать во внимание заочной формы обучения, мало популярен в современном мире , Беларусь не пойти на среднем уровне для Европы количество абитуриентов до десяти тысяч человек (250 и 140 на 10000 человек) и, несмотря на это, что текущий год был для нас пик числа абитуриентов. Впереди нас движется вперед к значительному снижению в высших учебных заведениях в связи с общим снижением рождаемости в стране. Следует отметить, что, когда Соединенные Штаты были снижением рождаемости в 1979 году, было практически никакого падения числа учащихся в высших учебных заведениях, что является классическим примером хорошо организованной образовательной политики. 

Таким образом, анализ процессов управления системой образования в течение периода трансформации, то следует отметить, что одной из причин кризиса образования является резкое несоответствие появились и новые формы содержания и создали модель на протяжении десятилетий makroupravleniya. Уровень образовательной системы управления является не как конкретного вида деятельности, характеризуется своей собственной организации, механизмов и процессов, равно как и не было квалифицированных средств массовой информации и деятельности - профессионалы - администраторов. В то же время, практически никаких теоретических - методологическая модель макро уровне управления образования, т.е. образовательные системы управления интегрированной структуры. Таким образом, задачи теоретического анализа образовательных систем управления могут быть определены следующим образом: 

1. Теория методологический анализ особенностей makroupravlencheskoy деятельности, ее содержание, средства организации и процессов; 

2. Kontseptualizirovanie ведущих понятий, семантическое поле makroupravleniya образования: 
системы образования; 
образовательное пространство; 
Образовательная среда; 
непрерывность образования; 
Образование долгой жизни; 

3. Построение теоретического ядра алгоритмов управления макроуровне - дизайн и программирование образования; 

4. Теоретическое обоснование основных механизмов регулирования системы образования; 

5. Теория основные методологические юридическое определение формата - проектной документации makroupravleniya образования. 

Реализации задач позволит изучить сформулировать некоторые теоретические рекомендации по развитию образования в makroupravleniya РБ. 
2. Makroupravlencheskaya деятельности в сфере образования: содержание и механизмы 

Управление национальной системы образования, анализируются с точки зрения концептуально - методологических оснований, можно рассматривать как совокупный работы по разработке, организации, нормализации и развития различных, но тесно связанных с ними установок. Это прежде всего о различных типов управления в различных сферах образовательного пространства и образовательной среды. Ему следует принять во внимание неоднозначность интерпретации данных в современных образовательных и педагогических концепций дискурса, что вполне понятно, учитывая нынешнее состояние преподавания науки и преподавательской практики. Поэтому, прежде всего, следует выделить следующие пары концепций, которые будут иметь важное с точки зрения достижения целей и задач исследования: 

Управление национальной системы образования - управления образовательного пространства;

Управление региональной образовательной системы - управление региональной образовательного пространства;

Управление по образовательной среды.

Следующим этапом аналитической работы должно быть рабочее определение понятия анализа. Системы образования является сочетание образовательных учреждений и внедрение механизмов взаимодействия между этими институтами. Образовательной системы может быть как на региональном, так и национального. При этом национальные системы образования в гораздо большей степени нуждаются в обоснование механизмов формирования национальной идентичности в условиях обучения в учебных заведениях, поскольку для формирования определенного типа, лица, принадлежащие к конкретной культуры и нации , Продается в целом на всей территории государства и всей системы образования. Региональная система образования состоит не столько в культурном - национальном, но и в организационном плане - технологические системы, которая функционирует на основе ценностей, которые признаются на всей национальной системы образования. Именно поэтому все документы, которые описывают и нормированные ее деятельность может быть менее хорошо развитой и фундаментального характера в виде документов, ориентированных на деятельность обоснование для национальной системы образования. При этом, конечно, рассматривается не как национальные, принадлежащие какой - одна нация, но в том, что определяет развитие нации, как люди, живущие на этой территории, если пользоваться терминологией Эрнест Gellnera. 

Образовательного пространства является более широкое понятие, чем системы образования. Она включает в себя не только институты, но и средства массовой информации, уделяя особое внимание образованию, участие общественности в решении проблем образования. а также господствующие в настоящее время образовательные и социальные теории психологических стереотипов, регулирующие поведение людей по поводу их отношения к образованию. Таким образом, понятие образовательной среды в значительной степени более сложными и разнообразными, чем система образования, которая, разумеется, не может повлиять и на специфике управления.

 
Design by УНЦ "СОДЕЙСТВИЕ"